Александр Батанов

Генеральный директор телеканала "Спас", ведущий программы «Русский Час. Итоги», вдохновитель проекта.

Развитие детей ЭСТЕР
Облачный рендеринг. Быстро и удобно
от 50 руб./час AnaRender.io
У вас – деньги. У нас – мощности. Считайте с нами!
Дмитрий Тараторин: Возвращение вождя: В России побывал Уго Чавес, которого ненавидят либералы всего мира

Пару лет назад Чавес тоже приезжал в Москву. Накануне встречи с президентом Путиным, он изъявил желание пообщаться с российскими интеллектуалами-антиглобалистами. Мой тогдашний коллега, симпатичный, в целом, человек, но либерал, узнав, что я туда собираюсь, заметил: «Интересно, конечно, но, вообще-то Чавес урод». Было очевидно, что имеется в виду отнюдь не эстетический аспект, но моральный. Попытка выяснить, чем конкретно провинился президент Венесуэлы, успехом не увенчалась. Оказалось, что мой собеседник весьма слабо осведомлен и о внутриполитическом положении в этом государстве, и о деятельности самого Чавеса. Однако же, испытывал к нему устойчивую антипатию.

За что его ненавидят?

Ровно ту же картину мы наблюдаем и сейчас. Либеральные публицисты, комментировавшие недавний визит президента Венесуэлы в Москву, наперебой упражнялись в сарказме. Однако ничего внятного кроме откровенной клеветы предъявить не могли. Как вам, такой, к примеру, пассаж Александра Архангельского из «Известий»: «Венесуэла обладает, чуть ли не крупнейшими запасами нефти в регионе, а живет хуже всех». Между тем, президент России Владимир Путин, встречая латиноамериканского гостя, отметил, что России есть, чему у Венесуэлы поучиться. «Рост экономики более 8 процентов ежегодно - это такие темпы, которым может позавидовать любая страна», - заявил он. И продолжил: «Мы являемся свидетелями расцвета двусторонних отношений, не в последнюю очередь это связано с успехами в экономике, которых добивается президент Уго Чавес в своей стране». Вот такие дела. То есть, у президента информация об экономическом росте, а у либерального публициста о нищете и прозябании.

В который раз обнаруживается, что Чавеса ненавидят по причинам, которые вслух высказать неудобно. И главная из них – президент Венесуэлы один из самых последовательных антиамериканистов современности. И не то чтобы ему не нравились обитатели США. Просто, он категорически не согласен с той моделью мира, которую Вашингтон упорно навязывает человечеству.

А либералы всех стран и континентов при всех индивидуальных отличиях, едины в одном – Америка, несмотря на Гуантанамо и Абу-Грейб, для них главная надежда. Ведь совершенно очевидно, что подавляющее большинство человечества жить в условиях всевластия пресловутой «невидимой руки рынка» по собственной воле не станет. Чтобы убедить в благотворности такой системы, нужно предварительно провести сеанс «гуманитарных бомбардировок». А кто же, как не США по ним специалист.

Впрочем, есть и другие причины для неприятия Чавеса либеральной общественностью. Он – вождь. Не чиновник, нанятый общечеловеческой массой, но лидер, несущий всю полноту ответственности за свой народ.

И говорит он не округло-бессмысленными фразами профессиональных политиков. Чавес в своих многочасовых речах цитирует Христа и Боливара. А иногда поет песни. Правда, и они, частенько антиамериканского содержания.

Почему он против?

На той памятной встрече 2004-го года Чавес рассказал притчу собственного сочинения. «Недавно я изучал данные об американской экспедиции на Марс. Похоже, там когда-то была жизнь. А вот теперь – нет. Знаете, я сквозь лупу рассмотрел поверхность этой планеты и обнаружил на ней надпись – МВФ». И пояснил: «Международный валютный фонд и ему подобные структуры навязывают странам с очень различным уровнем и параметрами жизни одни и те же, в большинстве случаев губительные рецепты».

России эта аббревиатура - МВФ - прекрасно известна. И с ней ассоциируются экономические кризисы 90-х, нищета подавляющего большинства населения и всевластие олигархов.

А в Венесуэле было и того круче. Экспорт нефти в эпоху, когда МВФ там смотрели в рот - с 1960 по 1998 год принес государственной казне сумму равную пятнадцати планам Маршалла. И при всем, при этом, семь из каждых десяти венесуэльцев жили за чертой бедности. Население в массе своей было безграмотным. Сельское хозяйство находилось в глубоком упадке. Чавес сам выходец из беднейших слоев. Он индеец с примесью негритянской крови. Для Латинской Америки, да и не только, почти чудо, что такой человек смог добиться верховной власти.

Как ему удалось?

А было это так. В 1989 году волнения в бедных кварталах венесуэльских городов, спровоцированные ростом цен и отменой субсидий, были жестоко подавлены с применением оружия. Возмущенные произошедшим военные создали группу MBR-200, которая в 1992 году попыталась захватить власть. Офицер-десантник Уго Чавес, лидер MBR-200 оказался за решеткой, однако это лишь прибавило ему популярности. И вышел он из тюрьмы национальным героем.

В декабре 1998 года его избрали президентом Венесуэлы. Провозглашенный Чавесом новый курс получил название Боливарианская революция – в честь основоположника латиноамериканской независимости Симона Боливара.

Политика президента основана на использовании нефтяных богатств страны для реализации масштабных социальных программ. Проводимые Чавесом реформы вызвали резкое недовольство представителей крупного бизнеса, следствием чего стала попытка государственного переворота в 2002 году.

Чавес был арестован, и о его местонахождении некоторое время ничего не было известно. Вообще, вся эта история тянет на неслабый боевик. Президенту удалось передать на волю записку, в которой он сообщал, что ни от чего не отрекся и не подал в отставку. Она имела эффект разорвавшейся бомбы. По всей стране начались массовые демонстрации в его поддержку, а военные отказались подчиняться приказам путчистов.  

И мятежники отступили. Чавес был освобожден и вернулся к власти. Ситуация беспрецедентная. Переворот, курируемый американскими советниками (это, позже было неоспоримо доказано), вроде бы благополучно осуществленный, в итоге позорно провалился.

Противники называют Чавеса диктатором. Но кто же тогда демократический лидер, как не тот, в чью поддержку поднимается весь простой народ. И еще один штрих. Боливарианская конституция, принятая в Венесуэле в годы правления Чавеса, предусматривает возможность проведения референдума о досрочном отзыве президента республики. Оппозиция этим правом воспользовалась и провела в 2002-м такой плебисцит, однако не смогла набрать большинства голосов.

Кто за него?

Разумеется, Фидель для Чавеса – непререкаемый авторитет – первый латиноамериканский лидер, решившийся противостять Америке, и победивший. Но и Кастро ценит младшего соратника, у которого есть все шансы пойти много дальше. Ведь, Чавесу удается, в отличие от старших товарищей, экспортировать революцию. Другой вопрос, что делает он это вполне мирным, путем. Просто, успехи, достигнутые Венесуэлой под мудрым руководством вождя, столь очевидны для соседних стран, что там тоже к власти начинают приходить антиолигархически настроенные индейцы.

Президентом Боливии не так давно стал Эво Моралес. Он шел на выборы, как лидер партии «Движение к социализму» и руководитель профсоюза производителей листьев коки.  Первые его мероприятия на высоком посту - отмена действующего с 1952 г. закона о либерализации экономики и предоставление простому народу дополнительных социальных и трудовых гарантий. Занялся он и пересмотром действующих контрактов с иностранными добывающими компаниями.

Кроме того, он намерен «развенчать негативный миф» о коке, как о сырье исключительно для изготовления кокаина. В самом деле, индейцы выращивают ее многие века и не виноваты, что растленные янки придумали делать из этого тонизирующего и общеукрепляющего растения наркотик.  

Чавес активно помогает брату по крови и вере. Венесуэла взялась ежемесячно поставлять Боливии 150 тыс. баррелей дизельного топлива. «В обмен я не хочу ни цента, – заявил Чавес Моралесу, – ты будешь нам платить сельскохозяйственными продуктами».
  
На какой оси?

Перед визитом в Россию Чавес побывал в Белоруссии. И нашел там полное понимание. «Каждое государство вправе идти тем курсом, выбор которого сделал его народ», - заявил президент Александр Лукашенко. И продолжил: «Схожие политические преобразования в Беларуси и Венесуэле, в основе которых интересы своих граждан, а не транснациональных корпораций, стали источником динамичного социально-экономического роста».

А после пребывания в Москве, Уго Чавес направился в Иран, где и завершил свое международное турне. Президент Исламской республики встречал лидера Венесуэлы как собрата по борьбе, который, как и он сам, не боится бросить вызов Вашингтону. Бушу, надо отметить, очень не повезло, что два столь харизматичных вождя оказались во главе стран, обладающих огромными нефтяными запасами. Всерьез атаковать таких соперников, может выйти себе дороже. Мировые биржи способны отреагировать таким скачком цен на «черное золото», что сама Америка окажется на краю экономической пропасти.

Чавеса абсолютно не смущает, что Иран «насажен» стратегами из США на пресловутую «ось зла». Да и Белоруссию они не жалуют. Для президента Венесуэлы эти страны – звенья оси независимости. Независимости от решений, принимаемых в Овальном кабинете Белого дома.
  
Зачем мы дружим?

Президент Путин множество раз подчеркивал, что главная задача России на международной арене – построение многополярного, справедливого мира. В этом деле лучшего союзника, чем Чавес нам не найти. Он неизменно заявляет, что противовесом гегемонии США должны стать объединенная Европа плюс Россия, а также консолидированные Азия, Африка и Латинская Америка. И каждый регион планеты будет тогда развиваться в соответствии со своей спецификой, а не по унифицированной матрице.

Кстати, либеральные публицисты опять-таки по этому поводу глумятся и вспоминают советские времена, когда мы поддерживали себе в убыток разные экономически несостоятельные режимы. Лишь бы они против Америки были. Но тут история абсолютно иная – взаимовыгодная.

В Венесуэле уже работают такие отечественные корпорации как «Газпром» и «Лукойл». И их присутствие будет расширяться, об этом в ходе последнего визита были достигнуты конкретные договоренности. Россия примет участие и в подлинной «стройке века» - возведении газопровода от Венесуэлы до Аргентины. Его длина - 10 тысяч километров, стоимость - 20 млрд. долларов. Ну и естественно, Венесуэла покупает у нас оружие.

Россия уже продала этой стране 100 тысяч автоматов АК-103. В дальнейшем «Калашниковы» будут производиться на двух построенных по лицензии заводах непосредственно в Венесуэле. Подписан контракт на поставку 30 многоцелевых боевых самолетов Су-30 и 30 военных вертолетов - на сумму, превышающую 1 млрд. долларов. Министр обороны РФ Сергей Иванов заявил, что «контракт этот был заключен после того, как два самолета Су-30МК2, оборудованные современными, модернизированными двигателями АЛ-31Ф-М1, прилетели в Каракас, а это свыше 10 тысяч часов полета, и спокойно вернулись обратно».

А вот как сам Чавес прокомментировал в ходе встречи с Путиным эти события: «5 июля весь наш народ был охвачен триумфом, когда два самолета Сухого поднялись в свободное небо Венесуэлы! Кроме того, нашим солдатам придает особой моральной стойкости, когда им вручают новые автоматы Калашникова, которые заменяют старые ружья 40-х годов прошлого века!».

И добавил: «Для нас также особенно важна поддержка Россией Венесуэлы в качестве кандидатуры непостоянного члена Совета Безопасности ООН. Миранда и Боливар мечтали о мире, в котором есть равновесие, и о мире, в котором есть мир!».  

Добавим политическая доктрина, названная заместителем главы Администрации президента Владиславом Сурковым «суверенной демократией», тоже предусматривает мир, основанный на многообразии и праве на свободное развитие каждой страны, каждого региона планеты.

Кстати, недавно Сурков, выступая на Форуме национального бизнеса, процитировал еще одного легендарного латиноамериканца - Че Гевару: «Мы должны завоевать суверенитет страны, и нужно отобрать его у тех, кого называют монополиями». И дал свою характеристику деятельности Че: «очень правильно размышляя, этот человек и группа его товарищей совершили роковые и непоправимые ошибки». Похоже, Уго Чавес их учел и, размышляя в том же направлении, успешно ведет свою страну «другим путем».

Комментарии


Дмитрий Тараторин: Наци-либерализм: На оранжевом сайте Назлобу.Ру показательно высказался один из птенцов гнезда Белковского г-н Ольшанский. Текст его посвящен конфликту, расколовшему с недавних пор патриотическую общественность на «националистов» и «имперцев».
Дмитрий Тараторин: Драку заказывали?: Название небольшого карельского городка Кондопога всю неделю не сходило с информационных лент. Непривычное слово и так, и эдак коверкали маститые политологи. А иные представители власти упорно пытались доказать, что ничего страшного не случилось.
Дмитрий Тараторин: Призрак "оранжизма": 3 августа газета «Коммерсант» опубликовала программный текст одного из ведущих оранжевых идеологов Станислава Белковского. Он озаглавлен: «Оппозиция "сырьевой провинции"».

Наши эксперты


Отец Дмитрий Смирнов
Александр Дугин
Александр Батанов